Учебно-тематический план программы повышение квалификации
«Обеспечение прослеживаемости и достоверности результатов в испытательной
лаборатории на основе новой версии ГОСТ ISO/IЕС 17025-2019»
Наименование темы |
Кол-во уч.час. |
1. ФЗ № 102 «Об обеспечении единства измерений», ФЗ № 412 «Об аккредитации в национальной системе аккредитации». Постановления Правительства РФ и приказы Минэкономразвития в области аккредитации. Критерии аккредитации испытательных лабораторий. Документы, подтверждающие соответствие лаборатории критериям аккредитации. |
2 |
2. Представление показателей точности результатов испытаний в нормативных документах. |
2 |
3. Оценка пригодности методики и подтверждения правильности применения методики анализа в конкретной лаборатории. Требования к организации эксперимента по установлению показателей качества результатов испытаний при реализации методики в лаборатории. Образцы для контроля. |
2 |
4. Внутрилабораторной контроль качества - элемент системы менеджмента качества. Требования ГОСТ ISO/IЕС 17025-2019 к обеспечению качества результатов испытаний. Основные цели и задачи контроля качества. |
2 |
5. Предупредительный контроль, его роль в обеспечении качества. Контроль параметров внешней среды, качества реактивов, проверка качества химических реактивов, продление срока годности химических реактивов (при необходимости), приготовление аттестованных смесей, построение и контроль стабильности градуировочных характеристик средств измерений и др. Оформление результатов предупредительного контроля. Возможные риски. Управление рисками. |
2 |
6. Оценка приемлемости результатов испытаний в условиях повторяемости и воспроизводимости, расчет окончательного результата испытаний. Правила округления результатов испытаний, оформление результатов в протоколах испытаний. Практические занятия: Оценка приемлемости результатов. |
3 |
7. Виды и формы контроля качества результатов испытаний. |
2 |
8. Оперативный контроль точности результатов испытаний. Алгоритмы оперативного контроля: с применением образцов для контроля, метода добавок, метода разбавления, метода варьирования навесок, с использованием контрольной методики. Преимущества и недостатки алгоритмов. Практические занятия: расчет нормативов контроля для различных алгоритмов. |
3 |
9. Контроль стабильности результатов испытаний с использованием контрольных карт. Контро-льные карты Шухарта по контролю повторяемости, точности и прецизионности. Расчет параметров контрольных карт. Оценка внутрилабораторной прецизионности, систематической погрешности лаборатории, погрешности результатов испытаний. Сопоставление новых данных с установленными значениями. Практические занятия: расчет параметров контрольных карт Шухарта для методик, применяемых в лабораториях слушателей. Примеры построения контрольных карт в единицах измеряемых величин. Анализ результатов контроля и их интерпретация. |
3 |
10. Контроль стабильности результатов испытаний в форме выборочного статистического контроля по альтернативному признаку. Параметры: приемлемый уровень качества, браковочное число, приемочное число. |
2 |
11. Контроль стабильности результатов испытаний в форме периодической проверки подконтрольности процедуры выполнения испытаний. Практические занятия: примеры расчета по результатам контроля периодической проверки подконтрольности процедуры выполнения испытаний с применением образцов для контроля и метода добавок. |
3 |
12. Организация внутрилабораторного контроля (ВЛК). Выбор алгоритмов контроля и установление периодичности контроля. Составление планов-графиков ВЛК в конкретной лаборатории для различных объектов. |
2 |
13 Внешний контроль. Межлабораторные сличительные (сравнительные) испытания. Проведение МСИ с провайдерами проверок квалификации лабораторий посредством межлабораторных сравнительных испытаний. Статистическая обработка результатов испытаний, полученных в разных лабораториях. Критерии оценки результатов. |
2 |
14 Количественное описание неопределенности в аналитической химии. Неопределенность и погрешность. Сходства и различия. Примеры расчета неопределенности. |
2 |
15 Обеспечение прослеживаемости результатов к государственным первичным эталонам соответствующих единиц величин или, в случае их отсутствия, к стандартным образцам и референтным методам измерений. |
2 |
Экзамен |
2 |
Всего |
36 |